Не пора ли избавить Ф.М.Достоевского от бессмысленной устаревшей цензуры?

1

Текст
научной работы на тему "Роман Ф. М. Достоевского «Братья Карамазовы» и Синодальная цензура". Научная статья по специальности "Религия. Атеизм"

Филология
Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского, 2014, № 2 (2), с. 107-111
УДК 82.091 + УДК 261.6
РОМАН Ф.М. ДОСТОЕВСКОГО «БРАТЬЯ КАРАМАЗОВЫ» И СИНОДАЛЬНАЯ ЦЕНЗУРА
© 2014 г. Е.О. Блинова
Нижегородский госуниверситет им. Н.И. Лобачевского
dash-blinova@yandex.ru
Поступила в редакцию 25.05.2014
Исследуются причины цензурного запрета на публикацию отрывка из романа «Братья Карамазовы», представляющего собой адаптацию поучений старца Зосимы, в издании для народного чтения в 1886 году. Вето духовной цензуры объясняется состоянием российской богословской науки синодального периода.
Ключевые слова: Достоевский, «Братья Карамазовы», старец Зосима, духовная цензура, богословие,...

0 0
2

Политические воззрения Ф.М. Достоевского

Родился 30 октября (11 ноября)1821 г. в Москве в семье врача московской Мариинской больницы для бедных. Первоначальное образование получил дома. В 1837 г. окончил московский пансион Л. Чермака, в том же году по настоянию отца поступил в Главное инженерное училище в Петербурге, по выходе из которого в 1843 г. был зачислен в чертежный инженерный департамент. В феврале 1844 г. оставил службу и занялся писательством. Первое литературное произведение, "Бедные люди" (опубликовано в 1846 г.), принесло Достоевскому широкую известность и сблизило с представителями демократического лагеря российского образованного общества (В.Г. Белинским, Н.А. Некрасовым и др.). С сентября 1848 г. посещал кружок петрашевцев, весной 1849 г. был арестован и приговорен в числе девяти членов организации к смертной казни, замененной 4-летней каторгой (отбывал в Омске) и поселением в Сибирь (служил с марта 1854...

0 0
3

Пародия– произведение, подражающее другому произведению, автору или течению с целью их осмеяния. Пародия состоит в «передразнивании», «переворачивании» оригинала.

Ирония– отрицательная оценка предмета или явления через его осмеяние. Комический эффект в ироническом высказывании достигается тем, что истинный смысл события замаскирован. При иронии высказывается прямо противоположное тому, что подразумевается.

Сарказм– едкая язвительная насмешка с откровенно обличительным, сатирическим смыслом. Сарказм – разновидность иронии.

Литота– это образное выражение, оборот, в котором содержится художественное преуменьшение величины, силы, значения изображаемого предмета или явления.)

IV. Анализ сказок Салтыкова-Щедрина.

1. «Премудрый пискарь» (1882–1883)

Время написания и публикация сказки – трудная пора реакции и террора в стране. Салтыков-Щедрин: «Уж очень худое время наступает». В нравственную атмосферу жизни проникают недоверие,...

0 0
4
Я себя убил или старушонку? (по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»)

Не убий.
Шестая заповедь
Федор Михайлович Достоевский вошел в классическую литературу как гениальный художник-гуманист, тонкий психолог. Его произведения не отличаются замысловатостью действия или хитросплетениями интриг, автор не уделяет этому большого внимания.
Главное для Достоевского — показать внутренний мир героев, открыть перед читателями тайны чужих мыслей, поэтому писателя не интересуют уравновешенные личности, в душе которых не происходит волнений, борьбы добра со злом.
Каждое новое произведение Достоевского является честным и обстоятельным ответом на вопрос, заданный самой эпохой: что есть истина? Где искать добро?
Роман «Преступление и наказание» Достоевский создавал ради всестороннего исследования вопроса: возможно ли «разрешение крови по совести»? Человеком, решающим эту проблему, становится главный герой романа — Родион Раскольников....

0 0
5

Я испытываю чувство некоторой неловкости, говоря о Достоевском. В своих лекциях я обычно смотрю на литературу под единственным интересным мне углом, то есть как на явление мирового искусства и проявление личного таланта. С этой точки зрения Достоевский писатель не великий, а довольно посредственный, со вспышками непревзойденного юмора, которые, увы, чередуются с длинными пустошами литературных банальностей.
Влияние западной литературы во французских и русских переводах, сентиментальных и готических романов Ричардсона (1689 — 1761), Анны Радклифф (1764–1823), Диккенса (1812 — 1870), Руссо (1712 — 1778) и Эжена Сю (1804 — 1857) сочетается в произведениях Достоевского с религиозной экзальтацией, переходящей в мелодраматическую сентиментальность.
Достоевский так и не смог избавиться от влияния сентиментальных романов и западных детективов. Именно к сентиментализму восходит конфликт, который он так любил: поставить героя в унизительное положение и извлечь из него максимум...

0 0
6
...
0 0

Реклама